Кр.аннотация уч.предм ДПИ

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного
образования «Детская художественная школа №2»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

«Декоративно-прикладное творчество»

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ
ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ

1

Предметная область
ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОе ТВОРЧЕСТВО
Программа по учебному предмету
ПО.01.УП 01.РИСУНОК
Программа по учебному предмету
ПО.01.УП 02.ЖИВОПИСЬ
Программа по учебному предмету
ПО.01.УП 03. КОМПОЗИЦИЯ ПРИКЛАДНАЯ
Программа по учебному предмету
ПО.01.УП 04. РАБОТА В МАТЕРИАЛЕ

Вышивка./Бисероплетение и вышивка бисером./Вязание
ПО.01.УП 04. РАБОТА В МАТЕРИАЛЕ

Скульптура.
Предметная область
ПО.03. ПЛЕНЭРНЫЕ ЗАНЯТИЯ
Программа по учебному предмету
ПО.03.УП.01. ПЛЕНЭР
Предметная область
ПО.02. ИСТОРИЯ ИСКУССТВ
Программа по учебному предмету
ПО.2.УП.01 БЕСЕДЫ ОБ ИСКУССТВЕ
Программа по учебному предмету
ПО.2.УП.02 ИСТОРИЯ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
ИСКУССТВА

2

Предметная область
ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО
Программа по учебному предмету
ПО.01.УП 01.РИСУНОК
Разработчики: Михеева Людмила Николаевна – зам. директора по УВР,
преподаватель
живописного отделения МБУДО «ДХШ №2». Ваничкин
Владимир Григорьевич - преподаватель живописного отделения МБУДО
«ДХШ №2».
Рецензент: преподаватель «СХУ им. Ф.В.Сычкова» Н.М.Горбунова.
Аннотация
Программа учебного предмета «Рисунок» разработана на основе и с
учетом федеральных государственных требований к дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программе в области
изобразительного искусства «Декоративно – прикладное творчество».
Рисунок - основа изобразительного искусства, всех его видов. В системе
художественного образования рисунок является основополагающим учебным
предметом. В образовательном процессе учебные предметы «Рисунок»,
«Живопись»
дополняют друг друга, изучаются взаимосвязано, что
способствует целостному восприятию предметного мира обучающимися.
Учебный предмет «Рисунок» - это определенная система обучения и
воспитания, система планомерного изложения знаний и последовательного
развития умений и навыков. Программа по рисунку включает целый ряд
теоретических и практических заданий. Эти задания помогают познать и
осмыслить окружающий мир, понять закономерность строения форм
природы и овладеть навыками графического изображения.
Срок реализации учебного предмета
При реализации программы «Декоративно – прикладное творчество» со
сроком обучения 5 лет срок реализации учебного предмета «Рисунок»
составляет 5 лет.
При реализации программы «Декоративно – прикладное творчество» со
сроком обучения 6 лет срок реализации учебного предмета «Рисунок»
составляет 6 лет.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

3

При реализации программы «Рисунок» с 5(6)-летним сроком обучения:
аудиторные занятия в 1-3 классах – три часа, в 4-5 классах – 2 часа, в 6 классе
– 2 часа; самостоятельная работа в 1-2 классах – 2 часа, в 3-6 классах – 1 часа.
Общий объем максимальной учебной нагрузки (трудоемкость в часах)
учебного предмета «Рисунок» со сроком обучения 5 лет составляет 651 часов,
в том числе аудиторные занятия - 396 час, самостоятельная работа - 255
часов.
Общий объем максимальной учебной нагрузки (трудоемкость в часах)
учебного предмета «Рисунок» со сроком обучения 6 лет составляет 651 часов,
в том числе аудиторные занятия - 396 часов, самостоятельная работа - 255
часа.
Сведения о затратах учебного времени
и графике промежуточной аттестации
Учебный предмет «Рисунок» со сроком обучения 5 лет
(программа «Декоративно-прикладное творчество»
со сроком обучения 5 лет)
Вид учебной работы,
аттестации, учебной
нагрузки
Классы

Затраты учебного времени,
график промежуточной аттестации
1

2

3

Всего
часов

4

5

Полугодия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Аудиторные занятия
Самостоятельная работа

48
32

51
34

48
32

51
34

32
20

34
21

32
20

34
21

32
20

34
21

396
255

Максимальная учебная
нагрузка
Вид промежуточной
аттестации

80

85

80

85

52

55

52

55

52

55

651

зачет

зачет

зачет

зачет

экзамен

Учебный предмет «Рисунок» со сроком обучения 6 лет
(программа «Декоративно-прикладное творчество» со сроком обучения 6
лет)
Вид учебной
работы,
аттестации,
учебной
нагрузки
Классы

Затраты учебного времени,
график промежуточной аттестации

1

2

3

4

Всего
часов

5

6

Полугодия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Аудиторные
занятия

48

51

48

51

32

34

32

34

32

34

32

34

462

4

Самостоятельная
работа
Максимальная
учебная
нагрузка
Вид
промежуточной
и итоговой
аттестации

32

34

32

34

48

20

20

21

80

85

80

85

80

85

52

55

зачет

зачет

зачет

экза
мен

20
52

21

20

21

528

55

52

55

1503

зачет

зачет

Учебные занятия по учебному предмету «Рисунок» проводятся в форме
аудиторных занятий, самостоятельной (внеаудиторной) работы и
консультаций. Занятия по учебному предмету и проведение консультаций
осуществляется в форме мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10
человек.
Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить
процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и
индивидуального подходов.
Объем учебных занятий в неделю по учебному предмету «Рисунок»
предпрофессиональной программы «Декоративно – прикладное творчество»
со сроком обучения 5 и 6 лет составляет:
аудиторные занятия:
1 - 2 классы – по 3 часа в неделю;
4 - 5 классы – по 2 часа в неделю;
6 - класс – по 3 часа в неделю.
самостоятельная работа:
1 – 2 классы – по 2 часа в неделю
3 – 6 классы – по 1 часу в неделю.
Самостоятельная (внеаудиторная) работа может быть использована на
выполнение домашнего задания детьми, посещение ими учреждений
культуры (выставок, галерей, музеев и т. д.), участие детей в творческих
мероприятиях, конкурсах и культурно-просветительской деятельности
образовательного учреждения.
Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к
контрольным урокам, зачетам, экзаменам, просмотрам, творческим
конкурсам и другим мероприятиям. Консультации могут проводиться
рассредоточено или в счет резерва учебного времени.
Цель и задачи учебного предмета
Цель: художественно-эстетическое развитие личности ребенка,
раскрытие творческого потенциала, приобретение в процессе освоения
программы художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений
и навыков по учебному предмету, а также подготовка одаренных детей к
поступлению
в
образовательные
учреждения,
реализующие

5

профессиональные образовательные программы в области изобразительного
искусства.
Задачи:
– освоение терминологии предмета «Рисунок»;
– приобретение умений грамотно изображать графическими
средствами с натуры и по памяти предметы окружающего мира;
– формирование умения создавать художественный образ в рисунке на
основе решения технических и творческих задач;
– приобретение навыков работы с подготовительными материалами:
набросками, зарисовками, эскизами;
– формирование навыков передачи объема и формы, четкой
конструкции предметов, передачи их материальности, фактуры с выявлением
планов, на которых они расположены.
Обоснование структуры программы
Обоснованием структуры программы являются ФГТ к дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программе в области
изобразительного искусства «Декоративно – прикладное творчество»,
отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
словесный (объяснение, беседа, рассказ);
наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
практический;
эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные
впечатления).
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной
программы являются наиболее продуктивными при реализации
поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных
методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.

6

Программа по учебному предмету
ПО.01.УП 02.ЖИВОПИСЬ
Разработчики: Бородина Наталья Евгеньевна – директор, преподаватель
живописного отделения МБУДО «ДХШ №2».
Рецензент: преподаватель «СХУ им. Ф.В.Сычкова» Н.М.Горбунова.
Аннотация
Программа учебного предмета «Живопись» разработана на основе и с
учетом федеральных государственных требований к дополнительным
предпрофессиональным общеобразовательным программам в области
изобразительного искусства «Декоративно – прикладное творчество»
Содержание программы отвечает целям и задачам, указанным в
федеральных государственных требованиях.
Программа строится на раскрытии нескольких ключевых тем.
Содержание тем постепенно усложняется с каждым годом обучения.
Основу программы «Живопись» составляют цветовые отношения,
строящиеся на цветовой гармонии, поэтому большая часть тем в данной
программе отводится цветовым гармониям. Затем следуют темы «Фигура
человека», «Гризайль», в старших классах - «Интерьер».
Программа «Живопись» тесно связана с программами по рисунку,
станковой композиции,
с пленэром. В каждой из этих программ
присутствуют взаимопроникающие элементы: в заданиях по академическому
рисунку и станковой композиции обязательны требования к силуэтному
решению формы предметов «от пятна», а в программе «Живопись» ставятся
задачи композиционного решения листа, правильного построения предметов,
выявления объема цветом, грамотного владения тоном, передачи
световоздушной среды.
Срок реализации учебного предмета
Учебный предмет «Живопись» при 5 (6)-летнем сроке обучения
реализуется 5-6 лет – с 1 по 5 (6) класс.
При реализации программы «Живопись» с 5(6)-летним сроком
обучения: аудиторные занятия в 1-6 классах – три часа, самостоятельная
работа в 1-2 классах – два часа, в 3-6 классах – 1 час.
Цель и задачи учебного предмета
Цель учебного предмета:
Целью учебного предмета «Живопись» является художественноэстетическое развитие личности учащегося на основе приобретенных им в
процессе освоения программы учебного предмета художественноисполнительских и теоретических знаний, умений и навыков, а также

7

выявление одаренных детей в области изобразительного искусства и
подготовка их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие
основные профессиональные образовательные программы в области
изобразительного искусства.
Задачи учебного предмета:
– приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению
живописных работ, в том числе:
 знаний свойств живописных материалов, их возможностей и
эстетических качеств;
 знаний разнообразных техник живописи;
 знаний художественных и эстетических свойств цвета, основных
закономерностей создания цветового строя;
 умений видеть и передавать цветовые отношения в условиях
пространственно-воздушной среды;
 умений изображать объекты предметного мира, пространство,
фигуру человека;
 навыков в использовании основных техник и материалов;
 навыков последовательного ведения живописной работы;
– формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и
навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные
образовательные программы в области изобразительного искусства.
Форма проведения учебных занятий
Занятия по предмету «Живопись» и проведение консультаций
рекомендуется
осуществлять
в
форме
мелкогрупповых
занятий
(численностью от 4 до 10 человек). Рекомендуемая продолжительность
уроков – 45 минут.
Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить
процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и
индивидуального подходов.
Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную
работу.
Обоснование структуры программы
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все
аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;

8

методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
словесный (объяснение, беседа, рассказ);
наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
практический;
эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные
впечатления).
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной
образовательной программы являются наиболее продуктивными при
реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на
проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного
творчества.
I.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета,
сведения о затратах учебного времени,
графике промежуточной и итоговой аттестации
При реализации программы «Декоративно – прикладное творчество» с
нормативным сроком обучения 5 лет общая трудоемкость учебного предмета
«Живопись» составляет 651 часа (в том числе, 396 аудиторных часов, 255
часов самостоятельной работы). При реализации «Декоративно – прикладное
творчество» с дополнительным годом обучения общая трудоемкость
учебного предмета «Живопись» составляет 758 часа (в том числе, 462
аудиторных часов, 296 часов самостоятельной работы).
Экзамены проводятся с первого по четвертый класс во втором
полугодии. В остальное время видом промежуточной аттестации служит
творческий просмотр (зачет).
Учебный предмет «Живопись» со сроком обучения 5 лет
(программа «Декоративно-прикладное творчество» со сроком обучения 5
лет)
Вид учебной работы,
аттестации, учебной
нагрузки
Классы

Затраты учебного времени,
график промежуточной аттестации
1

2

3

Всего
часов

4

5

Полугодия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Аудиторные занятия
Самостоятельная работа

48
32

51
34

48
32

51
34

32
20

34
21

32
20

34
21

32
20

34
21

396
255

Максимальная учебная
нагрузка

80

85

80

85

52

55

52

55

52

55

651

9

Вид промежуточной
аттестации

зачет

зачет

зачет

зачет

экзамен

Учебный предмет «Живопись» со сроком обучения 6 лет
(программа «Декоративно-прикладное творчество» со сроком
обучения 6 лет)
Вид учебной
работы,
аттестации,
учебной
нагрузки
Классы

Затраты учебного времени,
график промежуточной аттестации

1

2

3

4

Всего
часов

5

6

Полугодия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Аудиторные
занятия
Самостоятельная
работа
Максимальная
учебная
нагрузка
Вид
промежуточной
и итоговой
аттестации

48

51

48

51

32

34

32

34

32

34

32

34

462

32

34

32

34

48

20

20

21

20

21

20

21

296

80

85

80

85

80

85

52

55

55

52

55

758

зачет

зачет

зачет

экза
мен

52

зачет

зачет

Программа по учебному предмету
ПО.01.УП 03. КОМПОЗИЦИЯ ПРИКЛАДНАЯ
Разработчики: Колмогорцева Ольга Евгеньевна – преподаватель
отделения декоративно – прикладного творчества МБУДО «ДХШ №2».
Рецензент: Рецензент: заведующий кафедрой художественного образования,
кандидат педагогических наук, доцент Морд ГПИ В.А. Варданян.
Аннотация
Программа учебного предмета «Композиция прикладная» разработана
на основании и с учетом федеральных государственных требований к
дополнительным
предпрофессиональным
программам
в
области
декоративно-прикладного искусства, «Декоративно-прикладное творчество».
Учебный предмет «Композиция прикладная» занимает важное место в
комплексе предметов программ «Декоративно-прикладное творчество». Он
является базовой составляющей для последующего изучения предметов в
области декоративно-прикладного искусства.
Программа учебного предмета «Композиция прикладная» направлена
на создание условий для познания учащимися приемов работы в различных

10

материалах, техниках, на выявление и развитие потенциальных творческих
способностей каждого ребенка, на формирование основ целостного
восприятия эстетической культуры через пробуждение интереса к
национальной культуре.
Программа включает в себя четыре раздела, объединенных одной
темой, содержанием которой являются задания, составленные исходя из
возрастных возможностей детей и спланированные по степени сложности. В
заданиях, связанных с изобразительной деятельностью, дети, на протяжении
всего курса обучения, учатся организовать композиционную плоскость,
сообразуясь с композиционным центром формата, учатся обращать внимание
на выразительность пятна, линии, образность цвета. Знакомясь с различными
техниками и видами декоративного творчества, они узнают о его
многообразии, учатся создавать своими руками предметы, в которые
вкладывают свои знания об окружающем мире, фантазию. Знакомство с
традиционными видами ремесел также играет важную роль в передаче
традиций
из
поколения
в
поколение.

11

Учитывая возраст детей, программа предполагает использование разных
форм
проведения
занятий:
просмотр
тематических
фильмов,
прослушивание музыки, применение игровых приемов обучения,
выполнение коллективных работ. По ходу занятий учащиеся посещают
музеи, выставки, обсуждают особенности исполнительского мастерства
профессионалов, знакомятся со специальной литературой, раскрывающей
секреты прикладного творчества.
Срок реализации учебного предмета
Программа рассчитана на 3 года обучения, с 1 по 3 класс. В
первый год продолжительность учебных занятий составляет 32
недели, во второй и третий годы - по 33 недели.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным
планом образовательного учреждения на реализацию учебного
предмета Общая трудоемкость учебного предмета «Прикладное
творчество» при 3-летнем сроке обучения составляет 294 часа. Из
них: 196 часов - аудиторные занятия, 98 часов - самостоятельная
работа.
Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной и
итоговой аттестации
Вид учебной
Затраты учебного времени, график промежуточной
работы,
аттестации
аттестации,
учебной
нагрузки
Классы
1
2
3

Всег
о
часо
в

Полугодия

1

2

3

4

5

6

Аудиторные
занятия
Самостоятельна
я работа
Максимальная
учебная
нагрузка
Вид
промежуточной
аттестации

32

32

32

34

32

34

196

16

16

16

17

16

17

98

48

48

48

51

48

51

294

просмот
р

просмот
р

просмо
тр

Форма проведения учебных занятий
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и
учетом уровня развития детей. Занятия проводятся в мелкогрупповой форме,
численность группы - от 4 до 10 человек. Для развития навыков творческой
работы учащихся, программой предусмотрены методы дифференциации и
индивидуализации на различных этапах обучения.

Недельную учебную нагрузку составляют 2 часа аудиторных занятий,
а также 1 час самостоятельной работы.
Цели и задачи учебного предмета
Цели:
- выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в
раннем детском возрасте;
- формирование у детей младшего школьного возраста комплекса
начальных знаний, умений и навыков в области декоративно-прикладного
творчества;
- формирование понимания художественной культуры, как
неотъемлемой части культуры духовной.
Задачи:
обучающие:
научить основам художественной грамоты;
сформировать стойкий интерес к художественной деятельности;
овладеть различными техниками декоративно-прикладного творчества
и основами художественного мастерства;
научить практическим навыкам создания объектов в разных видах
декоративно-прикладного творчества;
научить приемам составления и использования композиции в
различных материалах и техниках;
научить творчески использовать полученные умения и практические
навыки;
научить планировать последовательность выполнения действий и
осуществлять контроль на разных этапах выполнения работы;
воспитательно-развивающие:
пробудить интерес к изобразительному и декоративно-прикладному
творчеству;
раскрыть и развить потенциальные творческие способности каждого
ребенка;
формировать творческое отношение к художественной деятельности;
развивать художественный вкус, фантазию, пространственное
воображение;
приобщить к народным традициям;
воспитать внимание, аккуратность, трудолюбие, доброжелательное
отношение друг к другу, сотворчество.
Обоснование структуры программы
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все
аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
• сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на
освоение учебного предмета;
• распределение учебного материала по годам обучения;
• описание дидактических единиц учебного предмета;
• требования к уровню подготовки обучающихся;
13

• формы и методы контроля, система оценок;
• методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для воспитания и развития навыков творческой работы учащихся в
учебном процессе применяются следующие основные методы:
1. объяснительно-иллюстративные
(демонстрация
методических
пособий, иллюстраций);
2. частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);
3. творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах);
4. исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а также
возможностей других материалов).
Предложенный в настоящей программе тематический ряд заданий
носит рекомендательный характер, что дает возможность педагогу творчески
подойти к преподаванию учебного предмета, применять разработанные им
методики. Применение различных методов и форм (теоретических и
практических занятий, самостоятельной работы по сбору натурного
материала и т.п.) должно четко укладываться в схему поэтапного ведения
работы. Программа предлагает следующую схему проведения занятий:
1. Обзорная беседа-знакомство с новой техникой работы в материале.
2. Освоение приемов работы в материале.
3. Выполнение учебного задания.
Итогом каждой пройденной темы становится изделие, выполненное в
материале.

Программа по учебному предмету
ПО.01.УП 04. РАБОТА В МАТЕРИАЛЕ
Вышивка./Бисероплетение и вышивка бисером./Вязание
Разработчики: Гвоздева Татьяна Николаевна – преподаватель
отделения декоративно-прикладного искусства МБУДО «ДХШ№2»
Гагарина Светлана Петровна - преподаватель отделения декоративноприкладного искусства МБУДО «ДХШ№2».
Рецензент: Рецензент: заведующий кафедрой художественного образования,
кандидат педагогических наук, доцент Морд ГПИ В.А. Варданян.
Аннотация
Общедоступность, универсальность, эмоциональная привлекательность
декоративно-прикладного искусства позволяют интегративно использовать
накопленный поколениями опыт в процессе обучения детей в учреждениях
дополнительного образования.

14

Учреждения дополнительного образования имеют ряд преимуществ по
сравнению с другими образовательными организациями: личная
заинтересованность детей, разновидность и вариативность обучения,
разноуровневость, практическая направленность занятий. Их уникальность
заключается в единстве культурной и образовательной деятельности,
общности интересов детей и взрослых.
Рабочая
программа
«Вышивка/Бисероплетение
и
бисерная
вышивка/Вязание» предназначена для учащихся старших классов
художественных школ и прикладных отделений школ искусств. Она
разработана на основе материалов истории, этнографии, исследований
народного декоративно-прикладного творчества мордвы,
авторских
методических разработок и многолетнего педагогического опыта
преподавателей ДХШ №2. Содержание тем постепенно усложняется с
каждым годом обучения.
Основной целью программы является создание творческообразовательных условий, способствующих получению детьми знаний в
области вышивки, работы с бисером и вязанием.
В программе реализуются следующие задачи:
- приобщение к культурно-историческому наследию мордовского народа, к
художественным
ценностям,
созданным
многовековым
опытом
предшествующих поколений;
- формирование у детей практических навыков и умений по изготовлению
различных изделий в традициях народных умельцев;
- выработку устойчивого интереса к занятиям;
- использование полученных знаний в практической деятельности;
- воспитание любви и уважения к традициям своего народа, творчеству
предшествующих поколений;
- развитие логического мышления, воображения, творческих способностей и
эстетического вкуса;
- приобретение навыков творческой деятельности, умение планировать свою
домашнюю работу, осуществлять контроль за своей учебной деятельностью;
Программа состоит из трёх разделов:
1. Возникновение и история развития вышивки, бисероплетения, вязания;
2. Примерный тематический план;
3. Содержание занятий.
Тематика занятий раскрывает роль вышивки, бисероплетения и вязания
в декоративно-прикладном творчестве мордовского народа. Она нацелена на
изучение приёмов мордовской вышивки, различных видов плетения, вязания,
в том числе и национального (торбеевское, теньгушевская семицветка),
раскрывает специфические особенности мордовских традиционных
украшений народного костюма, учит понимать и практически использовать
художественно-выразительные средства (цвет, колорит, орнамент, ритм и
т.д.)
15

Занятия по ручному труду направлены на формирование у детей
практических знаний изготовления различных изделий в традициях
народных умельцев.
Важнейшими формами активизации творческого процесса являются:
- организация творческих встреч и бесед с известными народными
мастерами;
- проведение экскурсий и занятий в музеях;
- организация выставок декоративно-прикладного творчества;
- совместная работа родителей и детей.
Использование в процессе работы режущих и колющих инструментов
предполагает знакомство детей с правилами безопасности и обучение их
правильному обращению с необходимыми в работе инструментами.
После каждого занятия следует подводить итоги, отмечать активных
детей, анализировать проделанную работу. Общее итоговое занятие может
проводиться в различной форме: в виде художественного оформления
кабинета, устройства экспозиции выставки.
Формой отчётности является выставка работ, выполненных детьми.
В процессе освоения данной программы дети должны:
- получить знания об особенностях мордовского орнамента, его
символики, композиционной структуре;
- уметь составлять эскизы творческих работ;
- уметь выполнять изделия по вышивке в различных техниках по эскизу;
- уметь выполнять изделия из бисера в различных техниках по эскизу;
- уметь выполнять изделия по вязанию в различных техниках по эскизу;
- знать схемы построения орнамента и традиционные способы
выполнения мокшанской и эрзянской вышивки.
- знать схемы построения орнамента в украшениях мордовского народа и
традиционные способы плетения;
- знать схемы построения орнамента в вязаных изделиях мордвы и
традиционные способы вязания.
Успешному освоению всего объёма материала программы способствует:
- использование системного процесса;
- творческая направленность занятий и разнообразие видов деятельности;
- применение инновационных методов и индивидуально-коллективных
форм художественно-творческой деятельности;
- создание эмоциональной, комфортной атмосферы на занятиях;
- сотрудничество и сотворчество детей.
Срок реализации. Данная программа предназначена для обучения в детских
художественных школах в 1-5 классах при пятилетнем сроке обучения.
В ДХШ №2 обучение обучающихся по дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программе в области
изобразительного искусства
«Декоративно-прикладное творчество» по
учебному предмету «Работа в материале. Вышивка/ Бисероплетение и
вышивка бисером/ Вязание» рассчитано на 5 лет, возраст с 10-12 до17 лет.

16

Задания адаптированы и доступны для детей школьного возраста. Основное
внимание в программе уделяется практическим занятиям.
Учебный предмет «Работа в материале. Вышивка./ Бисероплетение и
бисерная вышивка./ Вязание» реализуется при 6-летнем сроке обучения в 1-6
классах.
При 5-летнем сроке обучения объем учебной нагрузки и ее
распределение по годам составляют:
Всего часов - 1188, из них 792 часа - аудиторная нагрузка, 396 часов самостоятельная работа.
При 6-летнем сроке обучения объем учебной нагрузки и ее
распределение по годам составляют:
Всего часов - 1485, из них 990 часов - аудиторная нагрузка, 495 часов самостоятельная работа.
Распределение нагрузки по годам обучения:
Аудиторная нагрузка: 1-2 годы обучения - по 4 часа в неделю, 3-4 годы
обучения - по 5 часов в неделю, 5-6 годы обучения - 6 часов в неделю.
Самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка): 1-3 годы обучения 2 часа, 4-6 годы обучения - 3 часа.

Сведения о затратах учебного времени
и графике промежуточной и итоговой аттестации
Срок освоения образовательной программы
«Декоративно-прикладное творчество» 6 лет

Всего
часов

Вид учебной
работы,
нагрузки,
Затраты учебного времени,
аттестации
график промежуточной аттестации
Годы
обучения
(классы)

1-й год
1 класс

2-й год
2 класс

3-й год
3 класс

4-й год
4 класс

5-й год
5 класс

6-й год
6 класс

Полугодия

1

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

64

68

80

85

80

85

96

102

96

102 990

32

34

32

34

48

51

48

51

48

51

96

102

11

119

128

136

14

153

144

153 148

2

Аудиторные
64 68
занятия
Самостоятель
32 34
ная работа
Максимальна 96 102

17

495

18

итоговая
аттестация

зачёт

экзамен

2

зачёт

экзамен

зачёт

экзамен

зачёт

экзамен

зачёт

экзамен

зачёт

я
учебная
нагрузка
Вид
промежуточн
ой
аттестации по
полугодиям и
итоговая
аттестация
4
5

Сведения о затратах учебного времени
и графике промежуточной и итоговой аттестации
Срок освоения образовательной
творчество» 5 лет

Вид
учебной
работы, нагрузки,

«Декоративно

прикладное

Всег
о
часов

Затраты учебного времени,
график промежуточной
аттестации

7
80

34

32

34

32

34

48

51

48

51 396

102

96

102

112

119

128

13
6

14
4

154 1188

10
103 792

Итоговая
аттестация

зачет

6
85

экзамен

5
80

зачет

4
68

19

4-й
год
4
класс

экзамен

3
64

зачет

3-й
год
3 класс

экзамен

2
68

5-й
год
5
клас
с
8
9
85
96

зачет

2-й
год
2 класс

экзамен

зачет

аттестации
Годы
обучения 1-й
(классы)
год
1
клас
с
Полугодия
1
Аудиторные
64
занятия
Самостоятельная
32
работа
Максимальная
96
учебная
нагрузка
Вид
промежуточной
аттестации
по
полугодиям
и
итоговая
аттестация

программы

Программа по учебному предмету
ПО.01.УП 04. РАБОТА В МАТЕРИАЛЕ
Скульптура
Разработчики: Четайкина Татьяна Владимировна - преподаватель
Прикладного отделения МБУ ДО «ДХШ №2». Сабитова Галина
Владимировна – преподаватель живописного отделения МБУ ДО «ДХШ
№2».
Рецензент: Рецензент: заведующий кафедрой художественного образования,
кандидат педагогических наук, доцент Морд ГПИ В.А. Варданян.
Аннотация
Программа учебного предмета «Скульптура» разработана на основе и с
учетом федеральных государственных требований к дополнительным
предпрофессиональным общеобразовательным программам в области
изобразительного искусства, «Декоративно-прикладное творчество».
Учебный предмет «Скульптура» дает возможность расширить и
дополнить образование детей в области изобразительного искусства,
является одним из предметов обязательной части предметной области
«Художественное творчество».
Программа ориентирована не только на формирование знаний, умений,
навыков в области художественного творчества, на развитие эстетического
вкуса, но и на создание оригинальных произведений, отражающих
творческую индивидуальность, представления детей об окружающем мире.
Предметы обязательной части дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программы в области изобразительного искусства
«Декоративно-прикладное творчество», а именно: «Основы изобразительной
грамоты», «Прикладное творчество», «Скульптура» - взаимосвязаны,
дополняют и обогащают друг друга.
Особенностью данной программы является сочетание традиционных
приемов лепки пластилином, глиной, соленым тестом с современными
способами работы в разных пластических материалах, таких, как пластика,
скульптурная масса, что активизирует индивидуальную творческую
деятельность учащихся.
Скульптура – ваяние, пластика – вид изобразительного искусства,
произведения которого имеют объемную форму и выполняются из твердых
или пластичных материалов. Художественно-выразительные средства

20

скульптуры – построение объемной формы, пластическая моделировка
(лепка), разработка силуэта, фактуры, в некоторых случаях также цвета.
Различается круглая скульптура (статуя, группа, статуэтка, бюст),
осматриваемая с разных сторон, и рельеф (изображение располагается на
плоскости – барельеф и горельеф). Главные жанры скульптуры – портрет,
исторические, бытовые, символические, аллегорические изображения,
анималистический жанр (изображение животных).
Скульптор должен обладать рядом специальных способностей:
чувствовать глубину формы и целостно воспринимать форму, чувствовать
отношение масс, пропорции и пластику.
Скульптурная композиция есть составление целого из отдельных частей,
умение их совместить должное, быть присуще скульптору. Помимо
специфических особенностей, скульптор должен обладать общими,
широкими задатками, необходимыми в любом художественном творчестве:
образным ведением, т.е. способностью схватывать индивидуальное и
типическое при восприятии объектов окружающего мира, должен обладать
«цепким восприятием».
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и
учетом уровня развития детей.

Срок реализации учебного предмета
Учебный предмет «Скульптура» - реализуется при 6-летнем сроке
обучения в 1-6 классах.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Лепка» при 6 -летнем сроке
обучения составляет 1260 часа, из них: 945 часов - аудиторные занятия, 315
- самостоятельная работа.
Срок освоения образовательной программы «Скульптура» 6 лет
Вид учебной
работы,
аттестации,
учебной
нагрузки
Классы
Полугодия

Затраты учебного времени,
график промежуточной и итоговой аттестации

1
1

2
2

3

3
4

5

4
6

21

7

5
8

9

Все
го
час
ов
6

10

11

12

114

96

114

96

114

96

114

945

24

28.5

32

38

32

38

32

38

32

38

315

96

114

128

152

12
8

152

12
8

152

12
8

152

126
0

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

Итоговая аттестация

96

зачет

85.5

зачет

72

зачет

зачет

зачет

Аудиторные 72 85.5
занятия (в
часах)
Самостоятел 24 28.5
ьная работа
(в часах)
Максимальн 96 114
ая учебная
нагрузка (в
часах)
Вид
промежуточн
ой
аттестации
по
полугодиям
и итоговая
аттестация

Форма проведения учебных аудиторных занятий
Занятия по предмету «Скульптура» - и проведение консультаций
осуществляется в форме мелкогрупповых занятий численностью от 8 до 10
человек.
Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить
процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и
индивидуального подходов.
Занятия подразделяются на аудиторные и самостоятельную работу.
Недельная нагрузка в часах
аудиторные занятия: 1-2 класс – 4,5 часа в
неделю,
аудиторные занятия: 3-6 класс - 6 часов в
неделю.
Цели учебного предмета
Целями учебного предмета «Скульптура» являются:
1. Создание условий для художественного образования, эстетического
воспитания, духовно-нравственного развития детей.
2. Выявление одаренных детей в области изобразительного искусства.
3. Формирование у обучающихся комплекса знаний, умений и навыков
в области художественного творчества, позволяющих осваивать учебные
22

предметы дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной
программы в области изобразительного искусства «Декоративно –
прикладное творчество».
Задачи учебного предмета
Образовательные задачи:
-дать теоретические знания по курсу «Скульптура»;
-обучить лепке предметов с натуры;
-обучить изображать трехмерную форму;
-обучить последовательности работы над рельефом;
-обучить последовательности работы над тематической композицией
по памяти и представлению;
-обучить стилизации природных форм и предметов;
-научить применять полученные знания, умения и навыки на практике.
Воспитательные задачи:
-воспитать на основе приобщения к искусству неотчужденное,
бескорыстное отношение к миру, чувство красоты;
-воспитать потребность в постоянном развитии себя как творческой
личности;
-способность к формированию творческой индивидуальности;
-способность к приобщению к наследию отечественного и мирового
искусства;
-снимать нервно-психические перегрузки учащихся.
Развивающие задачи:
-развивать пространственные представления, художественное и
ассоциативное мышление;
-развивать потребность в общении с искусством;
-развивать художественный вкус;
-выявить и развить индивидуальный почерк.
Обоснование структуры программы
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все
аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
23

- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
словесный (объяснение, беседа, рассказ);
наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
практический;
эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных
впечатлений).
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной
образовательной программы являются наиболее продуктивными при
реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на
проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного
творчества.

24

Предметная область
ПО.03. ПЛЕНЭРНЫЕ ЗАНЯТИЯ
программа по учебному предмету
ПО.03.УП.01. ПЛЕНЭР
Разработчик:
Горбунова Наталья Михайловна - преподаватель
живописного отделения МОУ ДОД «ДХШ №2»
Рецензент: Рецензент: заведующий кафедрой художественного образования,
кандидат педагогических наук, доцент Морд ГПИ В.А. Варданян.
Аннотация
Программа учебного предмета «Пленэр» разработана на основе и с
учетом федеральных государственных требований к дополнительным
предпрофессиональным общеобразовательным программам в области
изобразительного
искусства
«Живопись»,
«Декоративно-прикладное
творчество».
Учебные занятия на открытом воздухе (пленэр) - неотъемлемая часть
учебного процесса, в котором применяются навыки, формируемые в рамках
различных учебных предметов: рисунка, живописи, композиции. Пленэр
является школой для дальнейшего развития данных навыков. Во время
занятий на природе учащиеся собирают материал для работы над
композицией, изучают особенности работы над пейзажем: законы линейной
и воздушной перспективы, плановости, совершенствуют технические
приемы работы с различными художественными материалами, продолжают
знакомство с лучшими работами художников-пейзажистов.
Программа «Пленэр» тесно связана с программами по композиции,
рисунку, живописи.
В заданиях по пленэру используются композиционные правила
(передача движения, покоя, золотого сечения), приемы и средства
композиции (ритм, симметрия и асимметрия, выделение сюжетнокомпозиционного центра, контраст, открытость и замкнутость, целостность),
а также все виды рисунка: от быстрого линейного наброска,
кратковременных зарисовок до тонового рисунка. В рисовании растительных
и архитектурных мотивов применяются знания и навыки построения
объемных геометрических форм: куба, параллелепипеда, шара, конуса,
пирамиды.
При выполнении живописных этюдов используются знания основ
цветоведения, навыки работы с акварелью, умения грамотно находить
тоновые и цветовые отношения.
Данная программа реализуется как в условиях города, так и в
условиях сельской местности.
25

Всего
часов

Срок реализации учебного предмета
При реализации программ «Живопись» и «Декоративно-прикладное
творчество» с нормативными сроками обучения 5 (6) лет учебный предмет
«Пленэр» осваивается 4 (5) лет со второго класса.
Классы
Вид учебной работы,
2
3
4
5
6
аттестации, учебной
Полугодия
нагрузки
3
4
5
6
7
8
9 10 11 12

Максимальная учебная
49
нагрузка
Т.п. – творческий просмотр

49

28

21

49

28

21

49

140

21

105

Т.п.

21
Т.п.

21

28

Т.п.

28

Т.п.

28

Т.п.

Практические занятия
(количество часов в год)
Самостоятельная работа
(домашнее задание) - в
часах
Промежуточная
аттестация

49

245

Занятия пленэром могут проводиться рассредоточено в различные
периоды учебного года, а также – одну неделю в июне месяце.
Самостоятельная работа проводится в счет резервного времени.
Объем учебного времени, отводимого на занятия пленэром, составляет
по 28 часов в год, самостоятельная работа (домашнее задание) может
составлять 21 час в год.
Форма проведения учебных занятий
Занятия по предмету «Пленэр» осуществляются в форме
мелкогрупповых практических занятий (численностью от 4 до 10 человек) на
открытом воздухе. В случае плохой погоды уроки можно проводить в
краеведческом, зоологическом, литературном и других музеях, где учащиеся
знакомятся с этнографическим материалом, делают зарисовки бытовой
утвари, наброски чучел птиц и животных.
Цели учебного предмета:
- художественно-эстетическое развитие личности ребенка, раскрытие
творческого потенциала, приобретение в процессе освоения программы
художественно-исполнительских и теоретических знаний;
- воспитание любви и бережного отношения к родной природе;
- подготовка одаренных детей к поступлению в образовательные
учреждения.
Задачи учебного предмета:
26

- приобретение знаний об особенностях пленэрного освещения;
- развитие навыков построения линейной и воздушной перспективы в
пейзаже с натуры;
- приобретение навыков работы над этюдом (с натуры растительных и
архитектурных мотивов), фигуры человека на пленэре;
- формирование умений находить необходимый выразительный метод
(графический или живописный подход в рисунках) в передаче натуры.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
словесный (объяснение, беседа, рассказ);
наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
практический;
эмоциональный
(подбор
ассоциаций,
образов,
создание
художественных впечатлений).
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной
образовательной программы являются наиболее продуктивными при
реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на
проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного
творчества.

Предметная область
ПО.02. ИСТОРИЯ ИСКУССТВ
Программа по учебному предмету
ПО.2.УП.01 БЕСЕДЫ ОБ ИСКУССТВЕ
Разработчики: Бородина Н.Е. - директор, преподаватель
живописного
отделения МБУДО «ДХШ №2». Сабитова Галина Владимировна преподаватель живописного отделения МБУДО «ДХШ №2».
Рецензент: заведующий кафедрой художественного образования, кандидат
педагогических наук, доцент Морд ГПИ В.А. Варданян.
Аннотация
Программа учебного предмета «Беседы об искусстве» разработана на
основе и с учетом федеральных государственных требований к
дополнительным
предпрофессиональным
общеобразовательным
программам в области изобразительного искусства «Живопись», в области
декоративно-прикладного искусства «Декоративно-прикладное творчество».
Логика построения программы учебного предмета «Беседы об
искусстве» подразумевает развитие ребенка через первоначальную
концентрацию внимания на выразительных возможностях искусства, через
27

понимание взаимоотношений искусства с окружающей действительностью,
понимание искусства в тесной связи с общими представлениями людей о
гармонии.
Полноценное освоение художественного образа возможно только
тогда, когда на основе развитой эмоциональной отзывчивости у детей
формируется эстетическое чувство: способность понимать главное в
произведениях искусства, различать средства выразительности, а также
соотносить содержание произведения искусства с собственным жизненным
опытом. На решение этой задачи и направлено обучение по данной
программе.
Темы заданий программы «Беседы об искусстве» продуманы с учетом
возрастных возможностей детей и согласно минимуму требований к уровню
подготовки обучающихся данного возраста. В работе с младшими
школьниками урок необходимо строить разнообразно. Беседы следует
чередовать с просмотром сюжетов, фильмов, обсуждением репродукций,
прослушиванием музыки, посещением выставочных пространств, музеев,
практической работой.
ОБЪЕМ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
СРОК ОСВОЕНИЯ 1 ГОД
Вид учебной
Годы обучения
Всего
работы
часов
1-й год
1-й
год
1 полугодие
2 полугодие
Аудиторные
24
25,5
49,5
занятия
Самостоятельная
8
8,5
16,5
работа
Максимальная
32
34
66
учебная нагрузка
Вид
З.
промежуточной
аттестации
З. – зачет
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ АУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ
Мелкогрупповые занятия – от 4 до 10 человек.
ЦЕЛЬ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Художественно-эстетическое
развитие
личности
на
основе
формирования первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах,
художественного вкуса; побуждение интереса к искусству и деятельности в
сфере искусства.
ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
28

1. Развитие навыков восприятия искусства.
2. Развитие способности понимать главное в произведениях
искусства, различать средства выразительности, а также соотносить
содержание произведения искусства с собственным жизненным опытом.
3. Формирование навыков восприятия художественного образа.
4. Знакомство с особенностями языка различных видов искусства.
5. Обучение специальной терминологии искусства.
6. Формирование
первичных навыков анализа произведений
искусства.
Программа «Беседы об искусстве» (1 год) включает в себя следующие
разделы:
1. Общая характеристика видов искусства.
2. Пространственные (пластические) виды искусства.
3. Динамические (временные) виды искусства.
4. Синтетические (зрелищные) виды искусства.
5. Язык изобразительного искусства.
6. Искусство как вид культурной деятельности. Многогранный
результат творческой деятельности поколений. Сохранение и приумножение
культурного наследия.
Учебный материал, предложенный в программе, предполагает
творческий подход педагога, за которым сохраняется право собственной
компоновки тем и отдельных бесед.
Последовательность заданий в разделе выстраивается по принципу
нарастания сложности поставленных задач. Некоторые темы предполагают
введение практической деятельности («интерпретация»), что позволяет
закрепить полученные детьми знания, а также выработать необходимые
навыки.
Программа имеет цикличную структуру, что позволяет возвращаться к
изученному материалу, закрепляя его и постепенно усложняя.

Программа по учебному предмету
ПО.2.УП.02 ИСТОРИЯ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ И
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
ИСКУССТВА
Разработчики: Бородина Н.Е. - директор, преподаватель
живописного
отделения МБУДО «ДХШ №2».
Рецензент: заведующий кафедрой художественного образования, кандидат
педагогических наук, доцент Морд ГПИ В.А. Варданян.
Аннотация
29

Программа учебного предмета «История народной культуры и
изобразительного искусства» разработана на основе и с учетом федеральных
государственных требований к дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программе в области изобразительного искусства
«Декоративно-прикладное творчество».
Учебный предмет «История народной культуры и изобразительного
искусства» направлен на овладение духовными и культурными ценностями
народов мира; воспитание и развитие у учащихся личностных качеств,
позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных
народов; формирование эстетических взглядов, нравственных установок и
потребности общения с духовными ценностями.
Содержание учебного предмета «История народной культуры и
изобразительного искусства» тесно связано с содержанием учебных
предметов «Композиция прикладная», «Рисунок» и «Живопись». В
результате изучения предмета учащиеся должны осмыслить, что
произведение искусства - целый мир со своим пространством, временем,
своим «пульсом» (энергией) – ритмом, которые обеспечивают живое
единство, единство смысла. Изображать – значит устанавливать отношения,
связывать и обобщать.
Учебный предмет «История народной культуры и изобразительного
искусства»
направлен
на
осмысление
отношения
композиции
художественного произведения и зрителя как акта общения, а восприятия
его - как деятельности зрителя, а также на формирование умения
использовать полученные теоретические знания в художественно-творческой
деятельности.
При реализации программы предмета «История народной культуры и
изобразительного искусства» с дополнительным годом обучения
образовательная организация самостоятельно разрабатывает учебнотематический план последнего года обучения.
Срок реализации учебного предмета
При реализации программы «Декоративно-прикладное творчество» со
сроком обучения 5 лет предмет «История народной культуры и
изобразительного искусства» реализуется 4 года.
При реализации программы «Декоративно-прикладное творчество» со
сроком обучения 8 лет предмет «История народной культуры и
изобразительного искусства» реализуется 5 лет.
Согласно учебному плану (5-летнем и 6-летнем сроках обучения)
изучение предмета начинается со второго класса и заканчивается в пятом
(шестом) классе с аудиторной учебной нагрузкой 1,5 часа в неделю. При 8летнем и 9-летнем сроке обучения изучение предмета начинается с
четвертого класса и заканчивается в восьмом (девятом) классе с аудиторной
учебной нагрузкой 1 час в неделю.
30

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «История народной культуры
и изобразительного искусства» при 5-летнем сроке обучения составляет
396 часов. Из них: 198 часа – аудиторные занятия,
198 часа самостоятельная работа. При 8-летнем сроке обучения составляет 330 часов.
Из них 165 часов – аудиторные, 165 – самостоятельная работа. В 9 (6) классе
аудиторная нагрузка составляет 49,5 часа, рекомендуемый объем
самостоятельной работы – 49,5 часа.
Сведения о затратах учебного времени
и графике промежуточной и итоговой аттестации
Срок освоения образовательной программы
«Декоративно-прикладное творчество» 5 лет
Всего
часов

3-й год
3 класс
5
6

4-й год
4 класс
7
8

5-й год
5 класс
9
10

24

25,5

24

25,5

24

25,5

24

25,5

198

24

25,5

24

25,5

24

25,5

24

25,5

198

48

51

48

51

48

51

48

51

396

Итоговая
аттестация
(экзамен)

2-й год
2 класс
3
4

зачет

Аудиторные
занятия
(в часах)
Самостоятельн
ая работа
(в часах)
Максимальная
учебная
нагрузка
(в часах)
Вид
промежуточно
й и итоговой
аттестации по
полугодиям

1-й год
1 класс
1
2

зачет

Полугодия

Затраты учебного времени,
график промежуточной и итоговой аттестации

зачет

Вид учебной
работы,
аттестации,
учебной
нагрузки

Срок освоения образовательной программы
«Декоративно-прикладное творчество» 6 лет
Вид
учебной
работы,
аттестации,

Затраты учебного времени,
график промежуточной и итоговой аттестации

31

Всего
часов

учебной
нагрузки
4 класс
4-й год

5 класс
5-й год

6 класс
6-й год
11
12

4

5

6

7

8

9

10

24

25,5

24

25,5

24

25,5

24

25,5

24

25,5

247,5

24

25,5

24

25,5

24

25,5

24

25,5

24

25,5

247,5

48

51

48

51

48

51

48

51

48

51

495

Итоговая
аттестация
(экзамен )

3

Зачет

2

3 класс
3-й год

Зачет

Аудиторные
занятия (в
часах)
Самостояте
льная
работа (в
часах)
Максимальн
ая учебная
нагрузка (в
часах)
Вид
промежуточ
ной и
итоговой
аттестации
по
полугодиям

1

Зачет

Полугодия

2 класс
2-й год

Зачет

1 класс
1-й год

Срок освоения образовательной программы
Форма проведения учебных занятий
Занятия по предмету «История народной культуры и изобразительного
искусства» и проведение консультаций рекомендуется осуществлять в форме
мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек).
Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить
процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и
индивидуального подходов.
Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную
работу.
Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:
Аудиторные занятия (5-летняя программа):
2 - 5 классы – 1,5 часа
Самостоятельная работа:
2 - 5 классы – 1,5 часа
Аудиторные занятия (8-летняя программа)
4-8 классы – 1 час
Самостоятельная работа:
4-8 классы 1 час
32

Цели и задачи учебного предмета
Целями учебного предмета «История народной культуры и
изобразительного искусства»
является осмыслить явления народной
культуры и истории изобразительного искусства с точки зрения их
нравственных и эстетических ценностей; подготовить понимание и освоение
разных типов культуры; развить аналитические способности учащихся.
Задачами учебного предмета «История народной культуры и
изобразительного искусства» являются:
Сформировать знание основных этапов развития изобразительного
искусства;
Сформировать знания основных видов народного художественного
творчества, его особенностей, народных истоков декоративно-прикладного
искусства;
Сформировать знание основных понятий изобразительного
искусства;
Сформировать знание основных художественных школ в западноевропейском и русском изобразительном искусстве;
Сформировать
знание основных народных художественных
промыслов;
Сформировать
умение
определять
в
произведении
изобразительного искусства основные черты художественного стиля,
выявить средства выразительности;
Сформировать умение в устной и письменной форме излагать свои
мысли о творчестве художников;
Сформировать
навыки
по
восприятию
произведения
изобразительного искусства, умению выражать к нему свое отношение,
проводить ассоциативные связи с другими видами искусств;
Сформировать навыки анализа произведения изобразительного
искусства.
Обоснование структуры программы
Обоснованием структуры программы являются требования ФГТ,
отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки учащихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
33

объяснительно-иллюстративный;
репродуктивный;
исследовательский;
эвристический.

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».