Краткая аннотация учебных предмет ЖИВОПИСЬ

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного
образования «Детская художественная школа №2»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ»

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ
ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ

Предметная область
ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО
Программа по учебному предмету
ПО.01.УП 01.РИСУНОК
Программа по учебному предмету
ПО.01.УП 02.ЖИВОПИСЬ
Программа по учебному предмету
ПО.01.УП 03.СТАНКОВАЯ КОМПОЗИЦИЯ

Предметная область
ПО.03. ПЛЕНЭРНЫЕ ЗАНЯТИЯ
Программа по учебному предмету
ПО.03.УП.01. ПЛЕНЭР
Предметная область
ПО.02. ИСТОРИЯ ИСКУССТВ
Программа по учебному предмету
ПО.2.УП.01 БЕСЕДЫ ОБ ИСКУССТВЕ
Программа по учебному предмету
ПО.2.УП.02 ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
ИСКУССТВА
Предметная область
В.00 ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ
Программа по учебному предмету
В.03 ДЕКОРАТИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

2

Предметная область
ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО
Программа по учебному предмету
ПО.01.УП 01.РИСУНОК
Разработчики: Михеева Людмила Николаевна – зам. директора по УВР,
преподаватель
живописного отделения МБУДО «ДХШ №2». Ваничкин
Владимир Григорьевич - преподаватель живописного отделения МБУДО
«ДХШ №2».
Рецензент: преподаватель «СХУ им. Ф.В.Сычкова» Н.М.Горбунова.
Аннотация
Программа учебного предмета «Рисунок» разработана на основе и с
учетом федеральных государственных требований к дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программе в области
изобразительного искусства «Живопись».
Рисунок - основа изобразительного искусства, всех его видов. В системе
художественного образования рисунок является основополагающим учебным
предметом. В образовательном процессе учебные предметы «Рисунок»,
«Живопись» и «Композиция станковая» дополняют друг друга, изучаются
взаимосвязано, что способствует целостному восприятию предметного мира
обучающимися.
Учебный предмет «Рисунок» - это определенная система обучения и
воспитания, система планомерного изложения знаний и последовательного
развития умений и навыков. Программа по рисунку включает целый ряд
теоретических и практических заданий. Эти задания помогают познать и
осмыслить окружающий мир, понять закономерность строения форм
природы и овладеть навыками графического изображения.
Срок реализации учебного предмета
При реализации программы «Живопись» со сроком обучения 5 лет срок
реализации учебного предмета «Рисунок» составляет 5 лет.
При реализации программы «Живопись» со сроком обучения 6 лет срок
реализации учебного предмета «Рисунок» составляет 6 лет.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
При реализации программы «Рисунок» с 5(6)-летним сроком обучения:
аудиторные занятия в 1-3 классах – три часа, в 4-5 классах – 4 часа, в 6 классе
– 3 часа; самостоятельная работа в 1-2 классах – 2 часа, в 3-6 классах – 3 часа.
3

Общий объем максимальной учебной нагрузки (трудоемкость в часах)
учебного предмета «Рисунок» со сроком обучения 5 лет составляет 990
часов, в том числе аудиторные занятия - 561 час, самостоятельная работа 429 часов.
Общий объем максимальной учебной нагрузки (трудоемкость в часах)
учебного предмета «Рисунок» со сроком обучения 6 лет составляет 1188
часов, в том числе аудиторные занятия - 660 часов, самостоятельная работа 528 часа.
Сведения о затратах учебного времени
и графике промежуточной аттестации
Учебный предмет «Рисунок» со сроком обучения 5 лет
(программа «Живопись» со сроком обучения 5 лет)
Вид учебной
работы,
аттестации,
учебной нагрузки
Классы
Полугодия

Затраты учебного времени,
график промежуточной аттестации

1

Аудиторные
занятия
Самостоятельная
работа
Максимальная
учебная нагрузка
Вид
промежуточной
аттестации

2

3

Всег
о
часо
в

4

5

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

48

51

48

51

48

51

64

68

64

68

561

32

34

32

34

32

34

48

51

48

51

429

80

85

80

85

80

85

112

119

11
2

119

990

зач
ет

зач
ет

зач
ет

зач
ет

экза
мен

Учебный предмет «Рисунок» со сроком обучения 6 лет
(программа «Живопись» со сроком обучения 6 лет)
Вид учебной
работы,
аттестации,
учебной
нагрузки
Классы

Затраты учебного времени,
график промежуточной аттестации

1

2

3

4
4

5

Все
го
час
ов
6

Полугодия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Аудиторные
занятия
Самостоятел
ьная работа
Максимальн
ая учебная
нагрузка
Вид
промежуточ
ной и
итоговой
аттестации

48

51

48

51

48

51

64

68

64

68

48

51

660

32

34

32

34

48

51

48

51

48

51

48

51

528

80

85

80

85

80

85

11 119
2

112

119

96

102

118
8

зач
ет

экз
аме
н

зач
ет

зач
ет

зач
ет

заче
т

Учебные занятия по учебному предмету «Рисунок» проводятся в форме
аудиторных занятий, самостоятельной (внеаудиторной) работы и
консультаций. Занятия по учебному предмету и проведение консультаций
осуществляется в форме мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10
человек.
Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить
процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и
индивидуального подходов.
Объем учебных занятий в неделю по учебному предмету «Рисунок»
предпрофессиональной программы «Живопись» со сроком обучения 5 и 6
лет составляет:
аудиторные занятия:
1 - 3 классы – по 3 часа в неделю;
4 - 5 классы – по 4 часа в неделю;
6 - класс – по 3 часа в неделю.
самостоятельная работа:
1 – 2 классы – по 2 часа в неделю
3 – 6 классы – по 3 часа в неделю.
Самостоятельная (внеаудиторная) работа может быть использована на
выполнение домашнего задания детьми, посещение ими учреждений
культуры (выставок, галерей, музеев и т. д.), участие детей в творческих
мероприятиях, конкурсах и культурно-просветительской деятельности
образовательного учреждения.
Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к
контрольным урокам, зачетам, экзаменам, просмотрам, творческим
5

конкурсам и другим мероприятиям. Консультации могут проводиться
рассредоточено или в счет резерва учебного времени.
Цель и задачи учебного предмета
Цель: художественно-эстетическое развитие личности ребенка,
раскрытие творческого потенциала, приобретение в процессе освоения
программы художественно-исполнительских и теоретических знаний,
умений и навыков по учебному предмету, а также подготовка одаренных
детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие
профессиональные образовательные программы в области изобразительного
искусства.
Задачи:
– освоение терминологии предмета «Рисунок»;
– приобретение умений грамотно изображать графическими
средствами с натуры и по памяти предметы окружающего мира;
– формирование умения создавать художественный образ в рисунке
на основе решения технических и творческих задач;
– приобретение навыков работы с подготовительными материалами:
набросками, зарисовками, эскизами;
– формирование навыков передачи объема и формы, четкой
конструкции предметов, передачи их материальности, фактуры с выявлением
планов, на которых они расположены.
Обоснование структуры программы
Обоснованием структуры программы являются ФГТ к дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программе в области
изобразительного искусства «Живопись», отражающие все аспекты работы
преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
словесный (объяснение, беседа, рассказ);
наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
практический;
6

эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные
впечатления).
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной
программы являются наиболее продуктивными при реализации
поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных
методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.
Программа по учебному предмету
ПО.01.УП 02.ЖИВОПИСЬ
Разработчики: Бородина Наталья Евгеньевна – директор, преподаватель
живописного отделения МБУДО «ДХШ №2».
Рецензент: преподаватель «СХУ им. Ф.В.Сычкова» Н.М.Горбунова.
Аннотация
Программа учебного предмета «Живопись» разработана на основе и с
учетом федеральных государственных требований к дополнительным
предпрофессиональным общеобразовательным программам в области
изобразительного искусства «Живопись».
Содержание программы отвечает целям и задачам, указанным в
федеральных государственных требованиях.
Программа строится на раскрытии нескольких ключевых тем.
Содержание тем постепенно усложняется с каждым годом обучения.
Основу программы «Живопись» составляют цветовые отношения,
строящиеся на цветовой гармонии, поэтому большая часть тем в данной
программе отводится цветовым гармониям. Затем следуют темы «Фигура
человека», «Гризайль», в старших классах - «Интерьер».
Программа «Живопись» тесно связана с программами по рисунку,
станковой композиции,
с пленэром. В каждой из этих программ
присутствуют взаимопроникающие элементы: в заданиях по академическому
рисунку и станковой композиции обязательны требования к силуэтному
решению формы предметов «от пятна», а в программе «Живопись» ставятся
задачи композиционного решения листа, правильного построения предметов,
выявления объема цветом, грамотного владения тоном, передачи
световоздушной среды.
Срок реализации учебного предмета
Учебный предмет «Живопись» при 5 (6)-летнем сроке обучения
реализуется 5-6 лет – с 1 по 5 (6) класс.
7

При реализации программы «Живопись» с 5(6)-летним сроком
обучения: аудиторные занятия в 1-6 классах – три часа, самостоятельная
работа в 1-2 классах – два часа, в 3-6 классах – три часа.
Цель и задачи учебного предмета
Цель учебного предмета:
Целью учебного предмета «Живопись» является художественноэстетическое развитие личности учащегося на основе приобретенных им в
процессе освоения программы учебного предмета художественноисполнительских и теоретических знаний, умений и навыков, а также
выявление одаренных детей в области изобразительного искусства и
подготовка их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие
основные профессиональные образовательные программы в области
изобразительного искусства.
Задачи учебного предмета:
– приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению
живописных работ, в том числе:
 знаний свойств живописных материалов, их возможностей и
эстетических качеств;
 знаний разнообразных техник живописи;
 знаний художественных и эстетических свойств цвета, основных
закономерностей создания цветового строя;
 умений видеть и передавать цветовые отношения в условиях
пространственно-воздушной среды;
 умений изображать объекты предметного мира, пространство,
фигуру человека;
 навыков в использовании основных техник и материалов;
 навыков последовательного ведения живописной работы;
– формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и
навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные
образовательные программы в области изобразительного искусства.

Форма проведения учебных занятий
Занятия по предмету «Живопись» и проведение консультаций
рекомендуется осуществлять в
форме мелкогрупповых занятий
(численностью от 4 до 10 человек). Рекомендуемая продолжительность
уроков – 45 минут.

8

Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить
процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и
индивидуального подходов.
Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную
работу.
Обоснование структуры программы
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все
аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
словесный (объяснение, беседа, рассказ);
наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
практический;
эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные
впечатления).
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной
образовательной программы являются наиболее продуктивными при
реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на
проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного
творчества.
I.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета,
сведения о затратах учебного времени,
графике промежуточной и итоговой аттестации
При реализации программы «Живопись» с нормативным сроком
обучения 5 лет общая трудоемкость учебного предмета «Живопись»
составляет 924 часа (в том числе, 495 аудиторных часов, 429 часов
9

самостоятельной работы). При реализации программы «Живопись» с
дополнительным годом обучения общая трудоемкость учебного предмета
«Живопись» составляет 1122 часа (в том числе, 594 аудиторных часов, 528
часов самостоятельной работы).
Экзамены проводятся с первого по четвертый класс во втором
полугодии. В остальное время видом промежуточной аттестации служит
творческий просмотр (зачет).
Вид учебной
работы,
аттестации,
учебной
нагрузки

Затраты учебного времени,
график промежуточной аттестации
Классы/полугодия
5

6

5

6

7

8

9

10

11

12

48 51 48

5
1

48

51

48

51

48

51

48

51

594

32 34 32

3
4

48

51

48

51

48

51

48

51

528

Максимальная
учебная
нагрузка (в
часах)

80 85 80

экзаме
н
зачет

Вид
промежуточной
аттестации

зачет

(домашнее
практическое
задание, в
часах)

зачет

4

экзаме
н
зачет

3

зачет

4

экзаме
н
зачет

Самостоятельна
я работа

2

3

экзаме
н
зачет

1

2

зачет

1

Аудиторные
занятия (в
часах)

Всего
часов

8
5

102 96

102

102 96 102

96

96

Программа по учебному предмету
ПО.01.УП 03.СТАНКОВАЯ КОМПОЗИЦИЯ

10

1122

Разработчики: Бикбаев Хафиз Ибятуллович - преподаватель живописного
отделения МБУДО «ДХШ №2». Сабитова Галина Владимировна преподаватель живописного отделения МБУДО «ДХШ №2».
Рецензент: преподаватель «СХУ им. Ф.В.Сычкова» Н.М.Горбунова
Аннотация
Программа учебного предмета «Композиция станковая» разработана
на основе и с учетом федеральных государственных требований к
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе
в области изобразительного искусства «Живопись».
Учебный предмет «Композиция станковая» направлен на приобретение
детьми знаний, умений и навыков по выполнению живописных работ,
получение ими художественного образования, а также на эстетическое
воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.
Художественно-творческое развитие учеников осуществляется по мере
овладения ими навыками изобразительной грамоты. Немаловажная роль в
данном процессе отведена овладению знаниями теории и истории искусств.
Содержание учебного предмета «Композиция станковая» тесно связано
с содержанием учебных предметов «Живопись» и «Рисунок». В каждом из
данных предметов поставлены общие исполнительские задачи: в заданиях по
академическому рисунку и живописи обязательны требования к осознанному
композиционному решению листа, а в программе по композиции станковой
ставятся задачи перспективного построения, выявления объемов, грамотного
владения тоном и цветом.
Срок реализации учебного предмета
Срок реализации учебного предмета «Композиция станковая»
составляет 5 лет: при 5-летней дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программе «Живопись» - с 1 по 5 классы. Срок
реализации учебного предмета «Композиция станковая» увеличивается на 1
год при освоении учащимися дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программы «Живопись» с дополнительным годом
обучения (6-летний срок).
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Композиция станковая» при 5летнем сроке обучения составляет 924 часа. Из них: 363 часа – аудиторные
занятия, 561 час - самостоятельная работа.
Общая трудоемкость учебного предмета «Композиция станковая» при
6-летнем сроке обучения составляет 1122 часа. Из них: 429 часов –
аудиторные занятия, 693 часа – самостоятельная работа.
Сведения о затратах учебного времени
и графике промежуточной и итоговой аттестации
11

Срок освоения образовательной программы «Живопись» 6 лет
Вид
учебной
работы,
аттестации,
учебной
нагрузки
Классы

Затраты учебного времени,
график промежуточной и итоговой аттестации

5

6

7

8

9

10

11

12

Аудиторные
занятия (в
часах)
Самостоятел
ьная работа
(в часах)
Максимальн
ая учебная
нагрузка (в
часах)
Вид
промежуточ
ной
аттестации
по
полугодиям
и итоговая
аттестация

32

34

32

34

32

34

32

34

48

51

32

34

429

48

51

48

51

48

51

64

68

64

68

64

68

693

80

85

80

85

80

85

96

10
2

112

11
9

96

102 1122

зачет

Итоговая
аттестация

4

зачет

3

экзамен

2

зачет

1

экзамен

Полугодия

экзамен

6

зачет

5

экзамен

4

зачет

3

экзамен

2

зачет

1

Всег
о
часо
в

Срок освоения образовательной программы «Живопись» 5 лет
Вид
учебной
работы,
аттестации
, учебной
нагрузки
Классы

Затраты учебного времени,
график промежуточной и итоговой аттестации

1

2

3
12

4

5

Все
го
час
ов

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Аудиторны
е занятия (в
часах)
Самостояте
льная
работа (в
часах)
Максималь
ная учебная
нагрузка (в
часах)
Вид
промежуточ
ной
аттестации
по
полугодиям
и итоговая
аттестация

32

34

32

34

32

34

32

34

48

51

363

48

51

48

51

48

51

64

68

64

68

561

80

85

80

85

80

85

96

10
2

112

119

924

зачет

экзамен

зачет

зачет

экзамен

зачет

зачет

Итоговая
аттестация

экзамен

1

экзамен

Полугодия

Форма проведения учебных занятий
Занятия по предмету «Композиция станковая» и проведение
консультаций рекомендуется осуществлять в форме мелкогрупповых занятий
(численностью от 4 до 10 человек).
Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить
процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и
индивидуального подходов.
Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную
работу.
Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:
Аудиторные занятия:
1 - 4 классы – 2 часа (1 час дополнительно, за счёт вариативной части)
5 - 6 классы – 3 часа
Самостоятельная работа:
1 – 3 классы – 3 часа
4 – 5 классы – 4 часа
Цель и задачи учебного предмета
Целью учебного предмета «Композиция станковая» является
художественно-эстетическое развитие личности учащегося на основе
приобретенных им в процессе освоения программы художественно13

исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков, а также
выявление одаренных детей в области изобразительного искусства и
подготовка их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие
основные профессиональные образовательные программы в области
изобразительного искусства.
Задачами учебного предмета «Композиция станковая» являются:
развитие интереса к изобразительному искусству и художественному
творчеству;
последовательное освоение двух- и трехмерного пространства;
знакомство с основными законами, закономерностями, правилами и
приемами композиции;
изучение выразительных возможностей тона и цвета;
развитие
способностей
к
художественно-исполнительской
деятельности;
обучение навыкам самостоятельной работы с подготовительными
материалами: этюдами, набросками, эскизами;
приобретение обучающимися опыта творческой деятельности;
формирование у наиболее одаренных выпускников мотивации к
продолжению профессионального обучения в образовательных учреждениях
среднего профессионального образования.
Обоснование структуры программы
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все
аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
словесный (объяснение, беседа, рассказ);
наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
практический;
14

эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные
впечатления).
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной
программы являются наиболее продуктивными при реализации
поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных
методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.

Предметная область
ПО.03. ПЛЕНЭРНЫЕ ЗАНЯТИЯ
программа по учебному предмету
ПО.03.УП.01. ПЛЕНЭР
Разработчик:
Горбунова Наталья Михайловна
живописного отделения МОУ ДОД «ДХШ №2»

-

преподаватель

Рецензент: заведующий кафедрой художественного образования, кандидат
педагогических наук, доцент Морд ГПИ В.А. Варданян.

Аннотация
Программа учебного предмета «Пленэр» разработана на основе и с
учетом федеральных государственных требований к дополнительным
предпрофессиональным общеобразовательным программам в области
изобразительного
искусства
«Живопись»,
«Декоративно-прикладное
творчество».
Учебные занятия на открытом воздухе (пленэр) - неотъемлемая часть
учебного процесса, в котором применяются навыки, формируемые в рамках
различных учебных предметов: рисунка, живописи, композиции. Пленэр
является школой для дальнейшего развития данных навыков. Во время
занятий на природе учащиеся собирают материал для работы над
композицией, изучают особенности работы над пейзажем: законы линейной
и воздушной перспективы, плановости, совершенствуют технические
приемы работы с различными художественными материалами, продолжают
знакомство с лучшими работами художников-пейзажистов.
Программа «Пленэр» тесно связана с программами по композиции,
рисунку, живописи.
В заданиях по пленэру используются композиционные правила
(передача движения, покоя, золотого сечения), приемы и средства
15

композиции (ритм, симметрия и асимметрия, выделение сюжетнокомпозиционного центра, контраст, открытость и замкнутость, целостность),
а также все виды рисунка: от быстрого линейного наброска,
кратковременных зарисовок до тонового рисунка. В рисовании растительных
и архитектурных мотивов применяются знания и навыки построения
объемных геометрических форм: куба, параллелепипеда, шара, конуса,
пирамиды.
При выполнении живописных этюдов используются знания основ
цветоведения, навыки работы с акварелью, умения грамотно находить
тоновые и цветовые отношения.

Данная программа реализуется как в условиях города, так и в
условиях сельской местности.
Срок реализации учебного предмета
При реализации программ «Живопись» и «Декоративно-прикладное
творчество» с нормативными сроками обучения 5 (6) лет учебный предмет
«Пленэр» осваивается 4 (5) лет со второго класса.

Вид учебной работы,
аттестации, учебной
нагрузки

2

3

5

6

Полугодия
3

Практические занятия

4

4
28

5

6
28

7

8
28

9

10
28

11

12
28

Всего часов

Классы

140

(количество часов в год)
Самостоятельная работа

Максимальная учебная
нагрузка

49

49

Т.п. – творческий просмотр

16

49

21

49

21

105

Т.п.

21

Т.п.

Т.п.

Промежуточная
аттестация

21

Т.п.

21

Т.п.

(домашнее задание) - в
часах

49

245

Занятия пленэром могут проводиться рассредоточено в различные
периоды учебного года, а также – одну неделю в июне месяце.
Самостоятельная работа проводится в счет резервного времени.
Объем учебного времени, отводимого на занятия пленэром, составляет
по 28 часов в год, самостоятельная работа (домашнее задание) может
составлять 21 час в год.

Форма проведения учебных занятий
Занятия по предмету «Пленэр» осуществляются в форме
мелкогрупповых практических занятий (численностью от 4 до 10 человек) на
открытом воздухе. В случае плохой погоды уроки можно проводить в
краеведческом, зоологическом, литературном и других музеях, где учащиеся
знакомятся с этнографическим материалом, делают зарисовки бытовой
утвари, наброски чучел птиц и животных.
Цели учебного предмета:
- художественно-эстетическое развитие личности ребенка, раскрытие
творческого потенциала, приобретение в процессе освоения программы
художественно-исполнительских и теоретических знаний;
- воспитание любви и бережного отношения к родной природе;
- подготовка одаренных детей к поступлению в образовательные
учреждения.
Задачи учебного предмета:
- приобретение знаний об особенностях пленэрного освещения;
- развитие навыков построения линейной и воздушной перспективы в
пейзаже с натуры;
- приобретение навыков работы над этюдом (с натуры растительных и
архитектурных мотивов), фигуры человека на пленэре;
- формирование умений находить необходимый выразительный метод
(графический или живописный подход в рисунках) в передаче натуры.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
17

словесный (объяснение, беседа, рассказ);
наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
практический;
эмоциональный
(подбор
ассоциаций,
образов,
создание
художественных впечатлений).
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной
образовательной программы являются наиболее продуктивными при
реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на
проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного
творчества.

Предметная область
ПО.02. ИСТОРИЯ ИСКУССТВ
Программа по учебному предмету
ПО.2.УП.01 БЕСЕДЫ ОБ ИСКУССТВЕ
Разработчики: Бородина Н.Е. - директор, преподаватель
живописного
отделения МБУДО «ДХШ №2». Сабитова Галина Владимировна преподаватель живописного отделения МБУДО «ДХШ №2».
Рецензент: заведующий кафедрой художественного образования, кандидат
педагогических наук, доцент Морд ГПИ В.А. Варданян.
Аннотация
Программа учебного предмета «Беседы об искусстве» разработана на
основе и с учетом федеральных государственных требований к
дополнительным
предпрофессиональным
общеобразовательным
программам в области изобразительного искусства «Живопись», в области
декоративно-прикладного искусства «Декоративно-прикладное творчество».
Логика построения программы учебного предмета «Беседы об
искусстве» подразумевает развитие ребенка через первоначальную
концентрацию внимания на выразительных возможностях искусства, через
понимание взаимоотношений искусства с окружающей действительностью,
понимание искусства в тесной связи с общими представлениями людей о
гармонии.
Полноценное освоение художественного образа возможно только
тогда, когда на основе развитой эмоциональной отзывчивости у детей
формируется эстетическое чувство: способность понимать главное в
произведениях искусства, различать средства выразительности, а также
18

соотносить содержание произведения искусства с собственным жизненным
опытом. На решение этой задачи и направлено обучение по данной
программе.
Темы заданий программы «Беседы об искусстве» продуманы с учетом
возрастных возможностей детей и согласно минимуму требований к уровню
подготовки обучающихся данного возраста. В работе с младшими
школьниками урок необходимо строить разнообразно. Беседы следует
чередовать с просмотром сюжетов, фильмов, обсуждением репродукций,
прослушиванием музыки, посещением выставочных пространств, музеев,
практической работой.
ОБЪЕМ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
СРОК ОСВОЕНИЯ 1 ГОД
Вид учебной
работы

Годы обучения

Всего
часов

1-й год

1-й
год

1 полугодие

2 полугодие

Аудиторные
занятия

24

25,5

49,5

Самостоятельная
работа

8

8,5

16,5

Максимальная
учебная нагрузка

32

34

66

Вид
промежуточной
аттестации

З.

З. – зачет
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ АУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ
Мелкогрупповые занятия – от 4 до 10 человек.

ЦЕЛЬ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Художественно-эстетическое
развитие
личности
на
основе
формирования первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах,
19

художественного вкуса; побуждение интереса к искусству и деятельности в
сфере искусства.
ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1. Развитие навыков восприятия искусства.
2. Развитие способности понимать главное в произведениях
искусства, различать средства выразительности, а также соотносить
содержание произведения искусства с собственным жизненным опытом.
3. Формирование навыков восприятия художественного образа.
4. Знакомство с особенностями языка различных видов искусства.
5. Обучение специальной терминологии искусства.
6. Формирование первичных навыков анализа произведений
искусства.
Программа «Беседы об искусстве» (1 год) включает в себя следующие
разделы:
1. Общая характеристика видов искусства.
2. Пространственные (пластические) виды искусства.
3. Динамические (временные) виды искусства.
4. Синтетические (зрелищные) виды искусства.
5. Язык изобразительного искусства.
6. Искусство как вид культурной деятельности. Многогранный
результат творческой деятельности поколений. Сохранение и приумножение
культурного наследия.
Учебный материал, предложенный в программе, предполагает
творческий подход педагога, за которым сохраняется право собственной
компоновки тем и отдельных бесед.
Последовательность заданий в разделе выстраивается по принципу
нарастания сложности поставленных задач. Некоторые темы предполагают
введение практической деятельности («интерпретация»), что позволяет
закрепить полученные детьми знания, а также выработать необходимые
навыки.
Программа имеет цикличную структуру, что позволяет возвращаться к
изученному материалу, закрепляя его и постепенно усложняя.
Программа по учебному предмету
ПО.2.УП.02 ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
ИСКУССТВА

20

Разработчики: Бородина Н.Е. - директор, преподаватель
живописного
отделения МБУДО «ДХШ №2». Сабитова Галина Владимировна преподаватель живописного отделения МБУДО «ДХШ №2».
Рецензент: заведующий кафедрой художественного образования, кандидат
педагогических наук, доцент Морд ГПИ В.А. Варданян.
Аннотация
Программа учебного предмета «История изобразительного искусства»
разработана на основе и с учетом федеральных государственных
требований
к
дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной программе в области изобразительного искусства
«Живопись».
Содержание учебного предмета «История изобразительного искусства»
тесно связано с содержанием учебных предметов «Композиция станковая»,
«Рисунок» и «Живопись».
Учебный предмет «История изобразительного искусства» направлен на
овладение духовными и культурными ценностями народов мира; воспитание
и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и
принимать духовные и культурные ценности разных народов; формирование
у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и
потребности общения с духовными ценностями.
Предмет «История изобразительного искусства» ориентирован на
осмысление отношения художественного произведения и зрителя как акта
общения; на восприятие художественного произведения как особой
деятельности зрителя; на формирование умения использовать полученные
теоретические знания в художественно-творческой деятельности.
Знание истории культуры и искусства дает учащемуся возможность
приобщиться к духовному опыту прошлых поколений, усвоить и понять
общечеловеческие идеалы, выработать навыки самостоятельного постижения
ценностей культуры. Культурно-воспитательная функция искусства
расширяет духовное пространство, помогает познать культурный смысл
творчества, способствуя выявлению творческого потенциала самого
учащегося.
Срок реализации учебного предмета
При реализации программы «Живопись» со сроком обучения 5 лет,
предмет «История изобразительного искусства» реализуется 4 года, со 2 по 5
класс.
Срок реализации учебного предмета «История изобразительного
искусства» увеличивается на 1 год при освоении учащимися дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программы «Живопись» с
дополнительным годом обучения (6-летний).
21

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «История изобразительного
искусства» при 5-летнем сроке обучения составляет 396 часов. Из них: 198
часов – аудиторные занятия, 198 часов - самостоятельная работа.
Сведения о затратах учебного времени
и графике промежуточной и итоговой аттестации
Срок освоения образовательной программы «Живопись» 5 лет
Вид учебной
работы,
аттестации,
учебной
нагрузки
1 класс

2 класс
1 год
обучени
я

1

3

4

5

6

4 класс
3 год
обучения

7

8

5 класс
4 год
обучения

9

10

25,5 24

25,5 24

25,5 24

25,5

198

24

25,5 24

25,5 24

25,5 24

25,5

198

48

51

51

51

51

396

48

48

48

Итоговая
аттестация
(экзамен)

24

зачет

2

3 класс
2 год
обучения

зачет

Аудиторные
занятия
Самостоятельн
ая работа
Максимальная
учебная
нагрузка
Вид
промежуточно
й и итоговой
аттестации по
полугодиям

Классы/Годы обучения

зачет

Полугодия

Все
го
час
ов

Срок освоения образовательной программы «Живопись» 6 лет
Вид
учебной

Классы/Годы обучения
22

Всег
о

работы,
аттестации
, учебной
нагрузки
2 класс
1 год
обучени
я

3 класс
2 год
обучени
я

4 класс
3 год
обучени
я

5 класс
4 год
обучени
я

6 класс
5 год
обучения

1

3

4

5

7

9

11

24

25,5 24

25,5 24

25,5 24

25,5 24

24

25,5 24

25,5 24

25,5 24

25,5

16 17

231

48

51

51

51

51

42

478,5

48

10

12
25,5

42,5

247,5

Итоговая
аттестация
(экзамен)

48

8

Зачет

48

6

Зачет

2

Зачет

Аудиторны
е занятия
Самостояте
льная
работа
Максималь
ная учебная
нагрузка
Вид
промежуто
чной и
итоговой
аттестации
по
полугодиям

1
клас
с

Зачет

Полугодия

часо
в

Форма проведения учебных занятий
Занятия по предмету «История изобразительного искусства» и
консультации рекомендуется осуществлять в форме мелкогрупповых занятий
(численностью от 4 до 10 человек).
Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить
процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и
индивидуального подходов.
Занятия подразделяются на аудиторные и самостоятельную работу.
Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:
Срок обучения 5-6 лет
Аудиторные занятия:
2 - 6 классы – 1,5 часа
Самостоятельная работа:
2 - 5 классы – 1,5 часа
23

6 класс – 1 час
Цель и задачи учебного предмета
Цель:
художественно-эстетическое развитие личности учащегося на основе
приобретенных им знаний, умений, навыков в области истории
изобразительного искусства, а также выявление одаренных детей в области
изобразительного искусства, подготовка их к поступлению в
профессиональные учебные заведения.
Задачами учебного предмета является формирование:
знаний основных этапов развития изобразительного искусства;
знаний основных понятий изобразительного искусства;
знаний основных художественных школ в западно-европейском и русском
изобразительном искусстве;
умений определять в произведении изобразительного искусства основные
черты художественного стиля, выявлять средства выразительности;
умений в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве
художников;
навыков по восприятию произведения изобразительного искусства, умений
выражать к нему свое отношение, проводить ассоциативные связи с другими
видами искусств;
навыков анализа произведения изобразительного искусства.

Обоснование структуры программы
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все
аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
объяснительно-иллюстративный;
репродуктивный;
24

исследовательский;
эвристический.

Предметная область
В.00 ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ
Программа по учебному предмету
В.03 ДЕКОРАТИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ
Разработчики: Сабитова Галина Владимировна
живописного отделения МБУДО «ДХШ №2».

-

преподаватель

Рецензент: заведующий кафедрой художественного образования, кандидат
педагогических наук, доцент Морд ГПИ В.А. Варданян.
Аннотация
Особую роль в духовно-нравственном воспитании обучающихся играет
декоративно-прикладное искусство. Изучение предмета помогает детям
активно осмыслить окружающий мир, творчески воплощая его в формах
декоративно-прикладного искусства. Здесь налицо поиск более лаконичного
и максимально выразительного образа, гармонического сплава
функциональности и красоты предмета, его формы и декора, стремление
выявить богатые выразительные возможности даже самого скромного
материала.
Занятия декоративно-прикладным искусством способствует эстетическому
развитию детей, учат видеть красоту в реальной действительности и
создавать вещи, которые имеют две функции: утилитарную и
художественную. Эти занятия развивают фантазию и воображение,
изобретательность и технические навыки, композиционное мышление и
чувство цветовой гармонии, расширяют кругозор и формируют
представление детей о роли искусства в жизни общества.
Декоративно-прикладная деятельность включает разнообразные
художественные работы и техники: различные виды аппликации и печати,
мозаику из цветной бумаги, конструирование из бумаги, природного и
подручного материалов, граттаж, монотипию, набрызг, батик и многое
другое.
Основное время в процессе обучения отводится для практических занятий с
детьми. Теоретический материал необходим для подготовки обучающихся к
25

выполнению в дальнейшем изделий прикладного искусства в различных
техниках.
Новизна данной программы заключается в сбалансированности
традиционных работ по декоративной композиции и выполнении
современных художественно-стилистических творческих заданий.
Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент.
Она составлена с учетом новых тенденций в изобразительном искусстве
нашего времени и соответствует уровню развития современной аудитории. В
нее включены задания, направленные на развитие различных видов
мышления и памяти, воображения. Одновременно содержание программы
строится с учетом формирования индивидуальных предпочтений
обучающихся, что предполагает вариативность выполнения некоторых
заданий.
Программные задания располагаются в методической последовательности от
простого к сложному. Учебные задания постепенно усложняются,
повышаются требования, предъявляемые к качеству работы. Таким образом,
осуществляется систематическое накопление обучающимися
профессиональных знаний и навыков, включающих и технические приемы.
Срок реализации учебного предмета
Программа рассчитана на 5 лет обучения, с 1 по 5 класс.
Ппродолжительность учебных занятий в год составляет 35 недель.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Декоративная композиция»
при 5-летнем сроке обучения составляет 476,5 часа. Из них: 367,5
часов - аудиторные занятия, 109 часов - самостоятельная работа
Вид
учебной
работы,
аттестации
, учебной
нагрузки

Затраты учебного времени,
график промежуточной и итоговой аттестации

Классы

Полугодия

Всего
часов

1

1

2

2

3

3

4

5
26

4

6

7

5

8

9

10

Самостояте
льная
работа
(в
часах)

12

14

12

14

12

14

Максималь
ная учебная
нагрузка (в
часах)

52

61,5

52

61,5

52

зачет

зачет

зачет

зачет

47,5 24

28,5

367,5

7

8,5

7

8,5

109

61.5

31

37

31

37

476.5

Итоговая аттестация

Вид
промежуточ
ной
аттестации
по
полугодиям
и итоговая
аттестация

28,5 24

зачет

47,5 40

зачет

40

зачет

47,5

зачет

40

зачет

Аудиторны
е занятия (в
часах)

Форма проведения учебных занятий
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и
учетом уровня развития детей. Занятия проводятся в групповой форме,
численность группы - от 10 до 15 человек. Для развития навыков творческой
работы учащихся, программой предусмотрены методы дифференциации и
индивидуализации на различных этапах обучения.
В 1-3 классах недельную учебную нагрузку составляют 2,5 часа
аудиторных занятий, в 4-5 классах -1,5 часа.
Цели и задачи учебного предмета
Цель и задачи.
Цель – способствовать самовыражению и развитию личности посредством
декоративной композиции.
Реализация данной цели возможна через решение следующих задач:
Образовательные задачи:
· дать теоретические знания по курсу «Декоративная композиция»;
· дать теоретические и практические отличия в декоративной композиции от
станковой;
27

· усвоить такие понятия, как плоскость изображения, силуэт, симметрия и
асимметрия, статика и динамика, ритм, стилевое единство, колорит и др.;
· обучить последовательности работы над любым видом деятельности
декоративно - прикладного искусства;
· обучить копированию и стилизации различных форм и предметов;
· научить применять полученные знания, умения и навыки на практике.
Воспитательные задачи:
воспитать на основе приобщения к искусству неотчужденное,
бескорыстное отношение к миру, чувство красоты; воспитать потребность
в постоянном развитии себя как творческой личности; способствовать
формированию творческой индивидуальности; способствовать
приобщению к наследию отечественного и мирового искусства; снимать
нервно-психические перегрузки учащихся;
Развивающие задачи:
развить пространственные представления, художественное и
ассоциативное мышление; развить потребность в общении с искусством;
развить художественный вкус, воображение; выявить и развить
индивидуальный почерк.
Обоснование структуры программы
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все
аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
• сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на
освоение учебного предмета;
• распределение учебного материала по годам обучения;
• описание дидактических единиц учебного предмета;
• требования к уровню подготовки обучающихся;
• формы и методы контроля, система оценок;
• методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Формы занятий
Урок является основной формой учебной деятельности. В течение урока
происходит самоанализ деятельности с целью представления промежуточных
и конечных результатов своей работы, для самокоррекции и коррекции
деятельности. В конце урока коллективный анализ и самоанализ созданной
работы.
28

Приемы и методы организации учебного процесса (по характеру
познавательной деятельности).
Методическое обеспечение осуществляется по основным, традиционным для
системы образования методикам, а также опирается на новые
образовательные технологии (проблемного обучения и обучения в
сотрудничестве).
Объяснительно-иллюстрированный метод.
Проведение практических занятий требует наглядного показа методов
выполнения работы. Изобразительное искусство связано со зрительными
ощущениями и восприятием, поэтому занятия декором требуют наглядности
обучения. В распоряжении педагога имеются различные средства наглядного
обучения: иллюстрации из книг, альбомов, репродукции произведений
изобразительного искусства, учебные модели, таблицы, рисунки, плакаты и
педагогические рисунки. Средства обучения применятся по усмотрению
учителя в зависимости от темы и задач урока. Наглядность на уроке играет
первостепенную роль, является одним из главных средств информации о
предмете. Опираясь на зрительное впечатление, обучающиеся получают
более полное представление об изучаемом материале.
Педагогический рисунок производится попутно с устным объяснением, это
ускорит восприятие учащихся и усилит педагогический эффект.
Функции педагогических рисунков:
· иллюстрация устного объяснения;
· демонстрация методической последовательности работы над композицией;
· разъяснение понятий симметрия и асимметрия;
· показ последовательности выполнения орнамента;
· показ проявления ритмических закономерностей;
· показ способов декорирования поверхности;
· демонстрация технических приемов и возможностей различных
материалов;
· наглядный анализ правильных и неправильных решений изобразительных
задач.
Репродуктивный метод - обучающийся выполняет действия по образцу
учителя. Здесь педагог использует индивидуальный подход. Правка
ученических работ проводится с целью добиться от каждого обучающегося
понимания принципов и методов выполнения заданий, а не для внешнего
улучшения качества рисунков.
По мере выделения «сильных» и «слабых» обучающихся, целесообразно
применять метод сотрудничества в обучении. Целью обучения в
29

сотрудничестве является не только овладение знаниями и навыками каждым
обучающимся на уровне, соответствующем его индивидуальным
особенностям развития. Очень важен эффект социализации, формирования
коммуникативных умений.
Метод проблемного изложения – учитель ставит перед детьми проблему и
показывает путь ее решения; обучающиеся следят за логикой решения
проблемы. Получают образец развертывания познания.
Информационным средством обучения является использование на уроках
компьютерных технологий, с показом на уроках мастер - классов ведущих
российских преподавателей, художников, творческих и учебных работ
обучающихся, экскурсий по музеям мира и др.

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».